| 
      Серов 
Сергей Георгиевич родился 29 мая 1948 года в Хвалынске. В1975 году 
закончил живописное отделение Саратовского художественного училища им. 
А. П. Боголюбова. По окончании Московского полиграфического института в 
1983 году, сотрудничал с Приволжским книжным издательством как художник 
книги, Серов оформил более 30 книжных изданий. Живописец, график. 
Постоянный участник городских, областных, зональных выставок. 
Персональная выставка, приуроченная к 50-летию со дня рождения, не 
первая в творческой биографии художника. Персональные выставки 1988, 
1995гг. в стенах Балаковского филиала Саратовского государственного 
художественного музея им. А.Н. Радищева дали возможность Серову наиболее 
полно показать свои работы, а зрителям позволили ближе познакомиться с 
его творчеством.  
     Персональная выставка 1996г. в залах Радищевского музея г. 
Саратова доказала, что он сформировался в интересного художника с 
устойчивым кругом тем, -собственным мироощущением, с определенной 
направленностью поисков. Широк диапазон творчества художника. Его 
интересуют портрет, пейзаж, натюрморт, тематическая картина. Подобно 
встрече с интересным человеком воспринимается один из последних 
портретов художника "Портрет Б.Бородиной". Подобным "рыцарю искусства на 
фоне Хвалынского ландшафта" - по словам С.Серова написан им портрет 
любимого земляка - великого русского художника п.С. Петрова-Водкина 
ощущение гармонии, внутреннего родства, доброты пронизывает групповой 
портрет семьи "Август". Натюрморт - один из самых любимых жанров 
художника. Натюрмортность -определяющая особенность его художественного 
видения в 80-ые годы, Серов любовно изучает среду вещей. В парке 
культуры, в домашнем интерьере он находит близкое сердцу и показывает 
эту красоту, но с большой эстетической требовательностью и к себе, и к 
зрителю.  
     В 80-ые годы - период становления художника, "...его не 
интересуют конфликтные столкновения человеческих характеров, 
беспокойство и бурные движения в природе. Он склонен воспринимать, 
прежде всего, гармонию как в отношениях между людьми, так и в мире вещей 
и природы. Начало 90-х годов - это иной этап в творчестве Серова: 
усложнен диапазон творческих поисков, расширен круг жанров и тем. В 
1991-1992гг. художник обнаруживает в себе потребность выйти за рамки 
какого-то вида творческой деятельности. И пробует себя как керамист. К 
началу 90-х годов относятся и живописные "Натюрморт с муляжами" 
(1990г.), "Воспоминания о будущем" (1993г), цикл "Окаянные дни" 
(1993г.), где художник разрабатывает нравственно-этическую проблематику, 
поставленную в русском искусстве еще Ливановым.  
     Работы этой серии отличаются неконкретностью, 
вневременностью, и от того каждый зритель для себя может вывести свой 
ассоциативный ряд. В этих работах Серов прибегает к сложной метафоре, 
что делает его диалог со зрителем более напряженным и глубоким. 
Обобщение в некоторых из них доведено до степени символа. Завершает эту 
серию полотно "Без названия" (1998г) Особое место в последнее время в 
творчестве Серова занимают общечеловеческие темы. Работы полиптиха 
"Провинциальный жанр" (1990г.)изображающие людей и предметные приметы 
времени, являются выразительными и проницательными свидетельствами 
исторического миропредставления художника. Зритель легко чувствует, что 
ненавистно и враждебно художнику, а что ему бесконечно дорого и близко. 
Чувствуется, что рождение последних работ автора связано с задачей 
выражения его жизненных наблюдений и раздумий, с желанием ощутить и 
осмыслить собственное место в кругу близких, коллективе, в мире. Потому 
акцент на провинциальность, вынесенный и в название выставки и в 
тематику последних работ Серова, скорее обозначение провинциальности по 
месту пребывания и т.д. Ибо "уровень художества работ автора не столь 
провинциален по масштабу своих размышлений, своим творческим поискам. 
Ведь провинциальность категория не географическая, а скорее духовная." 
 
     В 1997 году Серов написал серию станковых работ 'Времена 
года". В их образном строе органично сочетаются непосредственные 
впечатления от натуры и культура вдумчивой, бережной работы в 
мастерской, когда первоначальные ощущения обретают композиционное 
осмысление и сложную колористическую выразительность, Серов не 
"описывает" природу, а стремится понять ее. Поэтому, несмотря на 
лиричность его пейзажей, они все же динамичны по внутреннему своему 
звучанию. Это достигается и экспрессивностью цветовых решений, и 
направленностью ритмов. Работы Серова интересно смотреть. Художник, за 
присущей ему внешней холодностью и рационализмом, скрывает глубокие и 
сильные чувства. Работы художника хранятся в Саратовском государственном 
художественном музее им. А.Н. Радищева, Литературном музее им. К. 
Федина, Хвалынской картинной галерее им. К. С. Петрова-Водкина, в 
частных коллекциях нашей страны и за рубежом.  
     Невозможно отрицать, что С. Серов - интересная личность, 
созданная миром своих работ. Это мир одного художника - в чем-то 
противоречивый, замкнутый, упование в котором - в основном на труд, 
самоутверждение - через преодоление препятствий, возможно, и при 
определенных потерях. Смелый замысел Сергея найти на достаточно 
проторенной дороге свою неповторимость, его вдумчивое отношение к своему 
предназначению, как к искусству, а не ремеслу для изготовления рыночного 
товара, стоит приветствовать. Выставка же доказала, что художнику по 
силе решение больших задач, сейчас он - в расцвете творческих сил. 
  
 |